Аппарат акима
Бостандыкского района
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС АППАРАТА АКИМА
БОСТАНДЫКСКОГО РАЙОНА Г. АЛМАТЫ
Культура и спорт КУЛЬТУРА И СПОРТ



Площадь Республики


     — место проведения праздничных шествий, торжеств, спортивных  праздников, парадов, народных гуляний, она находится в районе  улицы Фурманова до улицы Желтоксан, длина площади 580 м, ширина  центральной части 210 м.
      На небольшом холме — здание Акимата г. Алматы. За ним  Резиденция Президента и Институт стратегических исследований.  Вокруг зеленые скверы с цветниками, бассейнами и фонтанами.

     Архитекторы позаботились о том, чтобы в композиции всего ансамбля площади максимально использовался великолепный пейзаж заснеженных гор. Все цветовое решение композиции построено на сочетании белого и зеленого: белых горных вершин, белых зданий и больших зеленых партеров.

     При поиске оригинального решения Монумента Независимости было рассмотрено множество.  13 июля 1995 года вышло Постановление Президента РК Н. Назарбаева “О сооружении в г. Алматы монумента Независимости” и одобрении проекта, разработанного авторской группой под руководством заслуженного архитектора РК Шоты Валиханова.

     Монумент Независимости решили установить в г. Алматы на Площади Республики, на пересечении улиц Байсеитовой и Сатпаева. Комплекс представляет собой целостное художественное произведение, синтезирующее архитектур, скульптуру, тексты изречений выдающихся деятелей науки, культуры и государства. Особенности этого очень ответственного градостроительного узла – формы, рельеф, характер окружающей архитектуры дали плоть и кровь комплексу, усилили самобытность и оригинальность композиционного построения.

     Экспозиция пространства комплекса растянута горизонтально на 180 метров. Центром композиции является вертикальная пластическая стела, напоминающая рельефные мангышлакские кулпытасы, имеющая высоту 28 м. Она завершается “золотым” человеком (высотой 6 м) - правителем, который, стоя, управляет крылатым барсом и символизирует твердую государственную власть на земле казахов. Указанный образ воссоздан на основе изучения конкретных археологических находок в кургане Иссык близ Алматы, где был похоронен государь саков (VIII-IV вв. до н.э.) в парадной одежде с регалиями и атрибутами верховной власти. (Стиль одежды, золотые украшения на ней являются шедеврами мирового искусства, вдохновенными произведениями человеческого гения).

     Стела установлена на полукруглом стилобате диаметром 28 метров, который размещен в центре замощенной круглой площадки диаметром 46 метров. Стела закрепляет определенную точку в пространстве. Располагаясь на фоне двух высотных зданий, на определенной дистанции от них, с фоном стела не сливается, не поглощается им. Вертикаль стелы принадлежит пространству, а не зданиям. Чем ближе подходим мы к ней, тем резче и динамичнее она устремляется в небо.
     В нижней части стелы спереди высечены слова (на казахском и русском языках):

"25 декабря 1990 г. провозглашен государственный суверенитет Казахстана".

"16 декабря 1991 г. объявлена государственная независимость Казахстана".

Сзади стелы написано:

"...Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Республике Казахстан свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного Акта ОБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Республики Казахстан…" (на казахском и русском языках}.

"...Китай уважает независимость, суверенитет и территориальную целостность Казахстана и твердо готов к дальнейшему развитию дружественных отношений сотрудничества на основе пяти принципов сосуществования..." (на казахском и русском языках).

У подножия стелы, на стилобате, размещена скульптурная группа, состоящая из аллегорических фигур: "Мудреца-неба", "Матери-земли" и двух детей на жеребятах. Фигуры размещены по четырем сторонам света, откуда поступает живительная влага, делающая землю плодоносящей.

Дети-всадники, символизируют молодость и большое будущее нашей республики, они как бы готовятся участвовать в состязаниях по овладению общечеловеческими ценностями. С другой стороны, отец, мать и дети составляют семью - основу государства и рода человеческого. Эти фигуры вписываются в квадрат, олицетворяющий устойчивость и прочность.

По обеим сторонам стелы на расстоянии восемнадцати метров подковообразно по кругу размещены десять рельефно-скульптурных стенок, чередующихся с надписью и рассматриваемых с двух сторон. Эти стенки, подобно диадеме, имеют художественно-образную нагрузку, которая придает всему комплексу осмысленность. В них нашли отражение исторические темы с древнейших времен до наших дней: образование государства, защита Отечества, годы великих бедствий, национально-освободительные движения, мировая война, декабрьские события 1986 года, провозглашение независимости и т. д. Разумеется, здесь имеет место не хронологический порядок изложения событий, а художественно-пластическое выражение отдельных ярких этапов истории.
Число десять (количество стенок) выбрано не случайно. По Пифагору - это величайшее число, оно объемлет все арифметические и геометрические пропорции и одновременно символизирует силу, веру и мощь памяти.

Малые архитектурные формы: скамейки, гранитные блоки для надписей, светильники, прожекторы, а также цветники размещаются по двум сторонам центрального большого круга. На наклонных плоскостях шести гранитных блоков высечены образцы петроглифов и памятников древнетюркской письменности, встречающихся на просторах Казахстана.

Абсолютные размеры монумента, его объемное построение, пропорциональный строй, и стилистика продиктованы условиями восприятия, соразмерностью к масштабам площади и человека. В соотношениях целого и частей комплекса предусмотрены гармоничные пропорции. Гармония и великими мыслителями древности рассматривалась как состояние, непосредственно предшествующее красоте. Сложное именуется красивым только в том случае, если его части гармоничны в сочетании.

Объемные фигуры все ориентированы на юг, в сторону гор. Полностью художественный образ комплекса раскрывается при осмотре его со всех сторон. Целесообразное размещение их предполагает множество интересных и неожиданных ракурсов.

Применяемые материалы: гранит, бронза и бетон. Авторы проекта полностью сохранили ныне существующие фонтаны и малые архитектурные формы по улице Байсеитовой.

На уровне глаз человека крупными буквами на кулпытасах на казахском, русском языках (клинописью) выбиты афоризмы - изречения прославленных исторических лиц прошлого и настоящего времени. Здесь можно прочесть следующее высказывание Президента РК  Н.А. Назарбаева: "Только мир и согласие общества обеспечивают право каждого человека на достойную жизнь и труд. Свобода - не своеволие, а торжество справедливости и права".

У казахов испокон веков есть обычай к национальным святыням прикасаться рукой. Учитывая этот ритуал, мы разместили у подножия стелы раскрытую книгу со следом ладони. С левой стороны на книге - древнетюркская надпись (на казахском, русском и английском языках): "Сеч авын" - "Выбери и блаженствуй!" Человек может получить удовольствие, если будет иметь возможность выбора. Можно выбрать друга, невесту, жениха, жизненный путь, если хотите Президента. Не знаю, угадали ли мы желания людей? Монумент установлен по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. Авторы: Шота Валиханов - руководитель творческого коллектива, Адилет Жумабаев - скульптор, Нурлан Далбаев – скульптор, Казыбек Жарылгапов – архитектор, Кайрат Суранчиев - скульптор. Соавторы: Калдыбай Монтахаев - архитектор, Мурат Мансуров - скульптор, Азат Баярлин - скульптор, Казыбек Сатыбалдин -скульптор.